Предмет: Литература Лекция 1 курс ПСО-101, ПД-102, 103
Лекция № 26
Тема: Творчество поэтов в 1950-1980-е годы (обзор)
Уже во второй половине 50-х годов в поэзии обозначились новые тенденции. Отвечая на запросы времени, поэты стремились отразить то состояние духовного обновления и подъёма, которое переживало общество. Именно в это время необычно возрос интерес к творчеству А. Твардовского, В. Лугового, Н. Заболоцкого, Н. Асеева, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Н. Ушакова, К. Ваншенкина, С. Орлова, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, В. Цыбина, Р. Казаковой, Б. Ахмадулиной, Н. Матвеевой. «Многообразие тем и актуальных вопросов, почерпнутых из самой жизни, обращение к существенным сторонам духовного мира современного человека, поиск новых художественно-изобразительных средств стиха – всё это было характерно для поэтов, выступавших на рубеже 50 – 60-х годов», – пишет В.А. Зайцев.
Главная линия развития поэзии – обращение к современности. Поэтические строки 50-х исполнены пристального внимания к сегодняшнему дню с его острыми проблемами, противоречиями и конфликтами, с его буднями и героикой.
В 60-е годы поэты разных поколений размышляли о возрастающей грозной опасности для всего живого вокруг нас. В гротескном, парадоксальном, трагедийно-экспрессивном ключе раскрываются эти мотивы в стихах А. Вознесенского «Роща», «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», – мысль о том, что, разрушая окружающую их природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности будущее на Земле.
В стихах конца 60-х – начала 70-х годов естествен антивоенный, гуманистический пафос. Им признана поэма М. Луконина «Обугленная граница», вошедшая в книгу «Необходимость». Эти же мотивы взволнованно и страстно звучат в циклах К. Симонова – «Вьетнам, зима семидесятого», Р. Рождественского – «На самом дальнем Западе», Е. Евтушенко – «Дорога номер один».
В конце 60-х начале 70-х годов раздумья о задачах поэзии и миссии поэта звучат в стихах многих поэтов. В своих стихотворениях они раскрывают отношение человека к Родине, природе, Земле, народу, человечеству. Чувство полноты жизненных связей с миром, постигаемое в неустанном творческом труде, – главное в их самосознании.
В проникновенных поэтических раздумьях и переживаниях современника 60-х годов раскрываются сложные, драматические пути истории, звучит суровая память Великой отечественной войны. Важнейшим предметом философо-поэтического размышления и исследования для многих авторов стала тема природы. Ею проникнута поздняя лирика А. Ахматовой и С. Маршака, Б. Пастернака и многих других поэтов.
Литературные объединения и направления в поэзии 1950 – 1980-х годов
В 1950-е годы творческим оживлением отмечено развитие русской поэзии. Творчество поэтов старшего поколения было посвящено осмыслению «нравственного опыта эпохи» (О.Берггольц). В своих стихах Н.Асеев, А.Ахматова, Б.Пастернак,
А.Твардовский, Н.Заболоцкий, В. Луговской, М.Светлов и другие в философском ключе размышляли над проблемами и недавнего прошлого, и современности. В эти годы активно развивались жанры гражданской, философской, медитативной и любовной лирики, различные лиро-эпические формы.
Фронтовая лирика
К «вечным» темам обратились в своем творчестве поэты фронтового поколения, стремившиеся выразить собственное видение войны и человека на войне. Одним из сквозных мотивом поэзии фронтовиков была тема памяти. Для С. Гудзенко, Б. Слуцкого, С.Наровчатова, А.Межирова, Ю.Друниной и других. Великая Отечественная война навсегда осталась главным мерилом чести и совести.
Все грущу о шинели,
Вижу дымные сны, —
Нет, меня не сумели
Возвратить из Войны.
<...>
И куда же мне деться?
Друг убит на войне.
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.
(Ю.Друнина, «Все грущу о шинели...»)
Эстрадная лирика
В 1950-е годы в литературу вошло и поколение поэтов, чья юность пришлась на послевоенное время. Стихи популярных в годы «оттепели» Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского были ориентированы на ораторскую традицию. Их творчество носило зачастую публицистический характер, в целом же в своих произведениях молодые поэты, с одной стороны, выражали собственное отношение к злободневным вопросам времени, а с другой – говорили с современником о сокровенном.
И голосом ломавшимся моим
ломавшееся время закричало,
и время было мной,
и я был им,
и что за важность,
кто был кем сначала.
<.„>
Какой я Северянин, дураки!
Слабы, конечно, были мои кости,
но на лице моем сквозь желваки
прорезывался грозно Маяковский.
И, золотая вся от удальства,
дыша пшеничной ширью полевою,
Есенина шальная голова
всходила над моею головою.
(Е.Евтушенко, «Эстрада», 1966)
Именно этих поэтов современники называли «эстрадниками». Годы «оттепели» были отмечены настоящим поэтическим бумом: стихи читали, записывали, заучивали наизусть. Поэты собирали спортивные, концертные, театральные залы в Москве,
Ленинграде и других городах страны. «Эстрадники» же впоследствии были названы «шестидесятниками».
Поэзия Роберта Рождественского (1932 – 1994)
Голос Роберта Рождественского был услышан сразу, едва только журнал
«Октябрь» опубликовал в 1955 году его юношескую поэму «Моя любовь». Молодой поэт внятно и просто заговорил о вещах, близких многим. Подкупала доверчивая, открытая интонация этого голоса, естественный демократизм и гражданская наполненность лирического высказывания, когда личное неизменно стремилось слиться с судьбами времени, страны, народа.
Рождественский выбрал наиболее трудный для поэта путь – лирической публицистики. В его стихах время открыто заявило о себе как часть исторического. Кровные связи настоящего с прошлым и будущим здесь не просто ощущаются, растворяясь в самой атмосфере произведения, они называются, подчеркиваются, на них ставится ударение. Лирический герой полностью сливается с личностью автора и в то же время постоянно воспринимает себя частью общего целого, сознательно стремясь выразить главные духовные запросы, опыт, порыв в будущее своих сверстников, товарищей по судьбе. Трезвое знание, чувство личной ответственности за все худое и доброе, творящееся на родной земле, руководит поэтом. Зрелая вера наполняет его, вера в обыкновенных работящих людей, живущих рядом, истинных творцов истории, к которой поэт нередко обращается и от их имени.
Характерное свойство поэзии Рождественского – постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы, как правило, касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах.
Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта — всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.
Он ничего не скрывает от читателей, он «свой». Простые истины, утверждаемые его поэзией, – добро, совесть, любовь, патриотизм, верность гражданскому долгу, приходят к читателям в оболочке прямого слова, открытой проповеди, которая действительно отсылает наше сознание к периоду собственного детства, когда все мы были в известном смысле более свободны, простодушны и благородны.
На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды — прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую — по размерам — шинель.
...А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!
Тихая лирика
Противовесом «громкой» поэзии «шестидесятников» во второй половине 1960-х годов стала лирика, названная «тихой». Поэтов этого направления объединяла общность нравственных и эстетических ценностей. Если поэзия «шестидесятников» ориентировалась прежде всего на традиции Маяковского, то «тихая лирика» наследовали традиции философской и пейзажной поэзии Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина.
К «тихой лирике» относится творчество поэтов Н.Тряпкина, А. Передреева, Н.Рубцова, В.Соколова, С. Куняева и др.
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель...
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле.
(Н.Рубцов, «Ферапонтово», 1970)
Близок к этим поэтам и Ю. Кузнецов, вошедший в литературу в 1960-е годы. По своему пафосу творчество «тихих лириков» близко реалистическому направлению деревенской прозы. Гражданский пафос поэтов - «шестидесятников» и тонкий лиризм «тихих лириков» сочетались в творчестве дагестанского поэта Р.Гамзатова.
Авторская песня
С 1950-х годов литературный процесс пополнился жанром авторской песни, который с течением времени стал необычайно популярным. Песенное творчество Б.Окуджавы, А.Галича, Н. Матвеевой, В. Высоцкого, Ю. Визбора и других стало одной из форм преодоления формально-содержательного догматизма, официоза
казенно-патриотической поэзии. Подлинный пик в развитии жанра авторской песни пришелся на 1960 – 1970-е годы. Внимание поэтов-песенников было сосредоточено на жизни обычного, «маленького», «частного» человека, а в этой жизни есть место и высокой трагедии, и счастью.
Ах, жертва я доверия,
Беды своей родитель!
Вот слышу из-за двери я:
«Укушенный, войдите!»
Вошел: «Мое почтение».
Разделся не спеша.
«Где место укушения?»
Я говорю: «Душа».
Тут в кабинете бывшие
Мне душу теребят:
«Скажите, укусившая
Какая из себя?»
Я говорю: «Обычная,
И рост не с бугая.
Такая симпатичная,
Не думал, что змея».
(Ю. Визбор, «Укушенный», 1982)
Творчество Булата Окуджавы (1924 – 1997)
Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX века. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная лирика Булата Окуджавы — явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию его современников.
Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворения, принадлежит ему изначально. Официальная критика не признала Окуджаву, он не вписывался в рамки помпезной советской культуры.
Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности?
Окуджава создает в своих стихотворениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты. На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме войны.
Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, потерявшего многих друзей, близких.
Очень большую часть своего творчества Булат Окуджава посвятил своему любимому городу Москве. Интересно, что цикл стихов о Москве складывался как бы в противовес такому значительному поэтическому и музыкальному явлению времен «развитого социализма», как парадно-бравурное воспевание Москвы советской. Стихи о своем городе у него глубоко личные, негромкие, домашние. Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков. Окуджава чувствует себя неразрывно связанным с Москвой. Это город его детства, юности, и самые теплые, нежные слова он посвящает ему.
Окуджава один из первых после долгих лет пуританского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как святыню, пал перед ней на колени. Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления о вечных ценностях, о сути бытия.
Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цветной и полусказочный. Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший войну. В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое.
Поэт в своих стихах нередко обращается и к нашей истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине девятнадцатого века.
Можно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50 – 60-х годов) и радикальным временем правления Александра I. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли. Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев.
Поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик…
Традиции модернистской поэзии
С традициями модернистской поэзии Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматовой связано творчество поэтов разных поколений, прежде всего А.Тарковского, Д.Самойлова, С.Липкина, Б. Ахмадулиной, А.Кушнера, О. Чухонцева, В. Кривулина,О.Седаковой. Этих поэтов роднит присущее им чувство историзма, которое проявляется в явном или неявном диалогическом цитировании классических произведений, в осмыслении памяти как основы нравственности, спасающей человека и культуру от хаоса. Так, например, в стихотворении В. Кривулина обыгрывается цитата из «Божественной комедии» Данте:
Земную жизнь пройдя до середины,
споткнулась память. Опрокинулся и замер
лес, погруженный в синеву.
Из опрокинутой корзины
струятся ягоды с туманными глазами,
из глаз скрываются в траву...
Черника — смерть! твой отсвет голубиный
потерян в россыпях росы, неосязаем
твой привкус сырости, твой призрак наяву.
Но кровоточит мякоть сердцевины —
прилипла к нёбу, стала голосами,
с какими в памяти раздавленной живу.
(В.Кривулин, «Черника», 1977)
Поэзия Беллы Ахмадулиной (1937 – 2010)
У Беллы Ахмадулиной роль была особой, более камерной, менее публичной. Её круг читателей был уже, но поклонение от этого ещё яростнее. Талант Ахмадулиной интонационный, акцентный. Это особенно очевидно в авторском исполнении стихов: прежде всего слышатся не слова, а некий музыкально-стилистический тон.
В стихах Ахмадулиной ценилась не эстрадная громкость голоса, а интимность, изящество, за которые особенно легко принимали стилистическое жеманство: поэтесса любила придать голосу томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от пушкинской эпохи.
Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружилось её стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию.
Для Ахмадулиной дружба важнее, чем любовь. В её мире мужчину и женщину связывают в первую очередь простые дружеские чувства как самые таинственные и сильные, как самые высокие и бескорыстные из всех проявлений человеческого духа.
Исследователи отмечают, что у Ахмадулиной «нет любовной лирики в общепринятом значении слова. Чаще всего она передает чувство любви не к конкретному человеку, а к людям вообще, к человечеству, к природе». В сборник «Друзей моих прекрасные черты» (1999) вошли поэтические портреты современников Ахмадулиной (Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой).
Белла Ахмадулина – не только поэт, но и замечательный автор тонкой и нежной прозы. В 2005 году вышла её книга «Много собак и Собака: Проза разных лет». В неё вошли рассказы, воспоминания, эссе, дневники и статьи о литературе. Перед читателем предстают знаменитые поэты и писатели: А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, А. Твардовский, П. Антокольский, С. Довлатов, Б. Окуджава, В. Высоцкий.
Один из «шестидесятников», близкий друг поэтессы, Л. Шилов, справедливо сказал о ней: «Белле Ахмадулиной как русскому поэту в высшей степени присуще ощущение чужой боли как своей, абсолютная нетерпимость к произволу и насилию, мгновенная, взрывчатая реакция на любое проявление пошлости и подлости, безоглядное восхищение высотой человеческого духа... её стихам присущи... необычайная пристальность взгляда, пристрастие к «высоким» словам и оборотам речи, любовь ко всему живому и умение радоваться каждому новому дню».
Лианозовская группа
С 1960-х годов в отечественной поэзии возобновились эксперименты авангардистов. Эксперименты в области поэзии объединили различные поэтические группы, прежде всего такие, как Лианозовская группа – одно из первых неформальных творческих объединений второй половины XX века, у истоков которого стояли художники Е. Л. и Л. Е. Кропивницкие, поэты Г. Сапгир, И. Холин и др. У истоков Лианозовской группы стоял поэт и художник Е. Л. Кропивницкий, творческий путь которого начался в 1910-х годах. В группу вошли поэты В. Некрасов, Г. Сапгир, Я.Сатуновский, И.Холин и художники Н. Вечтомов, Л. Е. Кропивницкий (сын Е. Л. Кропивницкого), Л. Мастеркова, В. Немухин, О. Рабин. Поэтов и художников, входивших в Лианозовскую группу, объединяло стремление к наиболее полному самовыражению и к созданию новой поэтики.
Читать трудно
И нудно.
Пишите короткие стихи.
В них меньше вздора
И прочесть их можно скоро.
(Е. Л. Кропивницкий, «Совет поэтам», 1965)
Литературное объединение «СМОГ
Литературное объединение «СМОГ» – «Смелость. Мысль. Образ. Глубина». Заявило о себе в 1964 году, его организаторами стали поэты В.Алейников, Л.Губанов, Ю.Кублановский. Г.Сапгир в воспоминаниях о Л.Губанове пишет: «Новое литературное течение уже просматривалось, но имени не имело. Надо было его срочно придумать. Помню, сидели мы у Алены Басиловой, которая стала потом женой Губанова, и придумывали название новому течению. Придумал сам Губанов: СМОГ. Самое Молодое Общество Гениев, Сила, Мысль, Образ, Глубина, и еще здесь присутствовал смог, поднимающийся с Садового Кольца нам в окна». В манифесте «СМОГ», зачитанном в 1965 году у памятника В. Маяковскому в Москве, были сформулированы основные принципы мировоззрения, присущего участникам объединения:
...Мы можем выплеснуть душу в жирные физиономии «советских писателей». Но зачем? Что они поймут? Наша душа нужна народу, нашему великому и необычайному русскому народу. А душа болит. Трудно больной ей биться в стенах камеры тела. Выпустить ее пора. Пора, мой друг, пора! МЫ! Нас мало и очень много. Но мы — это новый росток грядущего, взошедший на благодатной почве. <...> Сейчас мы отчаянно боремся против всех: от комсомола до обывателей, от чекистов до мещан, от бездарности до невежества — все против нас. Но наш народ за нас, с нами!..
Авангардисты 1950 – 1980-х годов
Авангардисты 1950— 1980-х годов были лишены возможности публиковать свои произведения, именно их творчество развивалось в условиях андеграунда. Поэтов-авангардистов второй половины XX века объединяют уверенность в абсурдности и антигуманности социума, антиутопический пафос. Этим мироощущением обусловлены и художественные средства, используемые в поэзии авангарда. Поэты отказываются от художественного правдоподобия и создают деформированный образ мира, частью которого является человек.
- Концептуализм
Одним из первых течений, сложившихся в рамках неофициального искусства 1970-х годов, является концептуализм (от лат. conceptus – «мысль», «понятие») – художественное течение второй половины XX века, заявившее о себе как об оппозиции официальному искусству), с которым связаны творчество поэтов Вс. Некрасова, И.Холина, Д. Пригова, Л.Рубинштейна, прозаика В.Сорокина и художников И.Кабакова и Э.Булатова. В своих истоках концептуализм восходит к творчеству авангардистов начала XX века — футуристов и обэриутов. Поскольку концептуальное искусство – искусство идеи, художнику-концептуалисту важен не изображаемый им предмет, а то, что посредством этого предмета концептуалист хочет обозначить, т. е. демонстрируется не столько художественное произведение, сколько определенная художественная концепция. От читателя, зрителя, воспринимающего произведения концептуалистов, ожидается более активная позиция разгадывающего замысел творца.
Поэт-концептуалист Л.Рубинштейн в стремлении «преодолеть инерцию и тяготение плоского листа» создал собственный «жанр картотеки». Этот жанр, говоря словами поэта, позволил ему «перевести ситуацию самиздата, к тому времени отвердевшую
и казавшуюся вечной, из социально-культурного измерения в чисто эстетическое». Техника Л.Рубинштейна заключается в том, что на библиотечную карточку записывается отдельная реплика или цитата, иногда карточка и вовсе остается пустой, либо
на нее наносятся только знаки препинания. При чтении своих текстов Л. Рубинштейн выделяет интонацией не только слова, но и паузы – так возникает, говоря словами В. Кривулина, «немой гиперсюжет». На основе этого «гиперсюжета» создается образ
разрушенного и вновь созданного из обломков мира, в котором поэту «честнее молчать», чем говорить. Таким образом Л. Рубинштейн выражает трагико-ироническое отношение к миру.
...Карточка 37. Можно, увидев себя со стороны, ужаснуться, а можно
и обрадоваться;
Карточка 38. Можно избегать каких-либо встреч, взглядов, разговоров
и т. п., но не лучше ли идти навстречу судьбе <...>
Карточка 41. Можно оказаться неподалеку и зайти, чтобы выпить
чаю и поболтать...
(Л.Рубинштейн, «Каталог комедийных новшеств», 1976)
Вошедшие в литературу на излете 1970-х и в 1980-е годы поэты А. Еременко, Т. Кибиров, Е. Бунимович, В. Коркия, М. Сухотин отталкивались от поэзии концептуалистов. Излюбленным приемом этих поэтов является цитатностъ, доходящая до центона , с помощью которого иронически обыгрываются цитаты из классической литературы, штампы официальной идеологии и массовой культуры. Этим, в свою очередь, обусловлены и смешение различных лексико-стилистических пластов, проявление
высокого в низком и наоборот.
И я там был, мед-пиво пил,
изображая смерть, не муку.
в мою протянутую руку.
Играет ветер, бьется ставень,
а мачта гнется и скрипит.
А по ночам гуляет Сталин,
но вреден север для меня.
(А. Еременко,«Переделкино», 1980)
Особое место в литературном процессе второй половины XX века занимает поэзия И. Бродского, вынужденного эмигрировать из страны в 1972 году. Талант поэта ярко проявился в разнообразных прозаических, лирических и лиро-эпических жанрах.
Уникальность И. Бродского заключается в том, что его поэзия вобрала в себя традиции русской и зарубежной поэзии.
Вывод. Черты поэзии оттепели:
- Неофициальность, ощущение свободы;
- Ответственность за преобразования в стране;
- Необходимость моральной перестройки общества;
- Романтизм;
- Публицистический пафос;
- «Эстрадность»;
- Надежды на скорое освобождение от пороков, которые воспринимались как искажение прекрасной идеи.
Источник: https://infopedia.su/24x4c21.html
Предмет: Литература Лекция 1 курс ПСО-101, ПД-102,103
Лекция № 25
Тема: Особенности развития драматургии 1950—1980-х годов.
В литературе периода 1950-1980-х гг. наряду с прозой успешно развивается и драматургия. На протяжении всей истории советской драматургии ее преследовало, как правило, одно главное обвинение со стороны критики: «отставание от жизни». Драматургия 50—80-х годов меньше всего заслуживает этого упрека. Более того, одно из ее общепризнанных достоинств в том, что она смело «Заглядывает в будущее, вступая на стезю футурологии, философских этюдов или социологической драмы. Но, главное, всегда откликается на актуальные, животрепещущие события и проблемы жизни и общества».
Основные этапы развития советской драматургии.
1. После Октябрьской революции возникла необходимость в новом репертуаре, отвечающем современной идеологии— Мистерия-Буфф В. Маяковского (1918). В основном же современный репертуар раннего советского периода формировался на злободневных "агитках", терявших свою актуальность в течение короткого периода.
2. 1920-гг. Новая советская драматургия, отражавшая классовую борьбу. В этот период получили известность такие драматурги, как Л.Сейфуллина («Виринея»), Л.Леонов («Барсуки»), К.Тренев («Любовь Яровая»), Б.Лавренев («Разлом»), В.Иванов («Бронепоезд 14-69»), Д.Фурманов («Мятеж») и др. Их драматургию в целом отличала романтическая трактовка революционных событий, сочетание трагедии с социальным оптимизмом.
3. В 1930-1940-е в советской драматургии происходили поиски нового положительного героя. На сцене шли пьесы М.Горького («Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие»). В этот период сформировалась индивидуальность таких драматургов, как Н.Погодин («Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» и др.), В.Вишневского («Первая конная», «Последний решительный», «Оптимистическая трагедия»), А.Афиногенова («Страх», «Далекое», «Машенька»). Популярностью пользовались пьесы, в которых выводился образ Ленина: «Человек с ружьем» Погодина, «Правда Корнейчука» Тренева. Формировалась и активно развивалась драматургия для детей, создателями которой были А.Бруштейн, В. Любимова, С. Михалков, С. Маршак, Н. Шестаков и др.
4. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 и в первые послевоенные годы на первый план закономерно вышла патриотическая драматургия как на современные, так и на исторические темы. После войны широкое распространение получили пьесы, посвященные международной борьбе за мир.
5. Драматургия 1950-1980-х гг.
Особенности жанрового развития драматургии 1950-1980-х гг.
В 1950— 1960-е годы значительно разнообразился жанровый диапазон драматургии. С этого периода активизировалось развитие разных драматических жанров: социально-психологической, социально-бытовой, историко-документальной драмы, комедии. Кроме того, в драме в большей мере, чем в прозе и поэзии, проявился интерес к молодому современнику, к актуальным проблемам настоящего.
Историко-революционная драма.
70-80-е годы – это активизация политической драмы, имеющей большую историю и определенные художественные традиции в нашем искусстве. В числе типологических черт политической драматургии одна из главных – прямая связь со временем, актуальность, предполагающая использование не только материала современности, но и прошлого, а также активизация авторского голоса и вытекающая отсюда публицистичность, острая конфликтность, опора на документ. Все это присуще пьесам Мих. Шатрова на тему Великой Октябрьской социалистической революции.
В документально-исторической, политической пьесе Шатров попытался исследовать факты о вожде, а не миф о нем, который сложили политические идеологи. Наиболее удачная его пьеса периода «оттепели» — «Шестое июля» (первая редакция — 1964, вторая — 1973 год). В ней драматург исследует проблему соотношения цели, пусть даже высокой, и средств ее достижения. М.Шатров обращался к образу Ленина и в последующие десятилетия. Сам автор определил жанровое своеобразие своих пьес как «публицистическую драму» и «публицистическую трагедию». И действительно, открытой публицистичностью пронизаны такие остроконфликтные пьесы М. Шатрова 1970— 1980-х годов, как «Синие кони на красной траве (Революционный этюд)* (1977) и «Так победим!»(1981).
Характеристика историко-революционной драмы:
1. Своеобразие «документальных» пьес М. Шатрова «Шестое июля» (1962), «Именем революции» (1963), «Большевики» (1967), «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») (1978), «Так победим!» (1980), «Диктатура совести» (1986).
2. Обращение к ленинской теме.
3. Обнажение драм истории.
4. Сочетание документальности и лирического пафоса.
5. Стремление раскрыть честность и благородство участвовавших в революции людей и забвение, попрание всего этого последующими поколениями.
6. Актуальность нравственно-философской проблематики: соотношение цели и средств ее достижения, границ и допустимости революционного насилия.
7. Выявление причин превращения насилия в основной инструмент власти в ее управлении обществом.
«Производственная» драма.
В 1970-е годы исследованием острейших проблем социально- экономического, нравственного и психологического характера занималась публицистически заостренная производственная или социологическая, драма, в центре которых стал деловой человек. Особой популярностью пользовались «производственные» пьесы А.Гельмана «Протокол одного заседания»(1975), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Обратная связь» (1978), «Наедине со всеми»(1981).
Достижением драматургов, создавших «производственную тему», следует считать то, что здесь больше уделено внимания социальному анализу действительности. И получилось это по той причине, что драматург сталкивает своего героя не с откровенным противником, а с самой действительностью, обнажая ее сложности. Характеристика героев в результате анализа действительности получала свое углубление. Автор отказывался от категорических оценок, прямых противопоставлений.
Главным героем «Протокола одного заседания» Гельмана является бригадир Потапов и его бригада, отказавшиеся от премии не только потому, что не хотят обманывать государство, но и потому, что в сложившихся обстоятельствах эта премия им не выгодна. Решение бригадира (а потом и партийного собрания) направлены и против директора стройки Ботарцева. Однако даже при такой ситуации не возникает противостояния героя антигерою. Им противостоит сама социальная система. Здесь начинается то, что мы называем социальным анализом, и в пьесах производственного характера этот анализ был более значительным, чем в других произведениях 50х годов.
«Производственная тема» оказалась временным явлением, постепенно сошла со сцены. Уязвимым местом пьес «производственного» характера был ослабленный интерес драматурга к духовному миру своих героев. Писатель-драматург обращал внимание на профессиональную характеристику, и это оказалось основным. В духовном отношении герои выглядят обедненными.
Характеристика «производственной» драмы:
1. Производственная тема как отражение злободневных проблем эпохи.
2. Обращение к проблеме «человек и его дело»,
3. Остроконфликтность ситуации, обнажение негативных общественных явлений (подмена истинного мнимым, бюрократизация, очковтирательство, двоемыслие),
4. Поиск настоящего героя времени: «Мария» (1969) А.Салынского; «Протокол одного заседания» (1974), «Обратная связь» (1976), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979) А.Гельмана, «Сталевары» (1972) Г.Бокарева, «Человек со стороны» (1971) И.Дворецкого.
Социально-психологическая драма.
Центральное место на театральных подмостках в период «оттепели» заняла социально-психологическая драма. Особой популярностью у зрителей пользовались социально-психологические пьесы В. Розова «В добрый час!» (1954) и «В поисках радости» (1956). Герои обеих пьес — романтически настроенные молодые люди, чутко реагирующие на утвердившиеся в жизни мещанство, лицемерие, ханжество.
Примечательно, что и на рубеже XX — X X I веков театры разных регионов России обращаются к драматургии В. Розова. Так, например, его пьеса «В добрый час!» и в настоящее время ставится на театральных подмостках.
Со второй половины 1950-х годов советская драматургия все чаще обращала внимание на повседневные проблемы обычных людей. Исследуя же психологию человеческих отношений, драматурги изображали характеры в узнаваемых жизненных обстоятельствах. К любовной тематике обратились такие авторы, как
А.Володин— «Фабричная девчонка»(1956), «Пять вечеров» (1957), «Старшая сестра» (1961); Э.Радзинский — «104 страницы про любовь» (1964), «Чуть-чуть о женщине» (1968). Обращаясь к теме войны, драматурги 1950 — 1960-х годов отходили от публицистичности. Такие проблемы, как долг и совесть,
героизм и предательство, честь и бесчестие, они рассматривали сквозь призму нравственных ценностей. Одной из лучших пьес репертуара тех лет стала пьеса А.Салынского «Барабанщица» (1958).
Особенности социально- психологической драмы:
1. Лирическое начало в пьесах( В.Рощин «Валентин и Валентина» (1971), «Спешите делать добро» (1980)).
2. Любовные и внутрисемейные коллизии.
3. Интерес драматурга к ситуации нравственного выбора, к процессам нравственного взросления личности, познания себя.
Писатели активно использовали такие приемы, как создание «подводного течения», создание встроенного сюжета, расширения сценического пространства путем введения в действие поэтических или предметных символов, внесценические «голоса», фантастические видения героев.
С течением времени изменялась тональность социально-бытовой и социально-психологической драмы. В. Розов, А. Володин,А. Арбузов, А. Вампилов и другие авторы пытались разобраться в причинах нравственного кризиса общества. В центре внимания драматургов оказались те изменения, которые происходят во внутреннем мире человека, живущего по законам двойной морали «застойного времени».
В пьесах 1970 — 1980-х годов «Гнездо глухаря» (1978), «Хозяин» (1982), «Кабанчик» (1987) В. Розов обратился к теме постепенного разрушения изначально многообещающей личности. Переломный же момент в драматургии Розова отразился в пьесе «Традиционный сбор» (1966), посвященной теме подведения жизненных итогов, которые контрастируют с романтическими устремлениями героев его драм 1950-х годов.
Проблеме внутренней деградации внешне успешной личности посвящены пьесы А.Арбузова 1970— 1980-х годов. Пафосом отрицания «жестоких игр», в которые вовлечены и взрослые и дети, в свое время обделенные родительской любовью, отмечены его драмы, посвященные теме взаимной ответственности людей за то, что происходит с ними. Драматург создал цикл «Драматический опус», включающий три драмы — «Вечерний свет» (1974), «Жестокие игры» (1978) и «Воспоминания» (1980).
К притчевым формам обратились в своем творчестве А.Володин — «Мать Иисуса» (1970), «Дульсинея Тобосская» (1980) , «Ящерица» (1982) и Э. Радзинский — «Беседы с Сократом » (1972), «Лунин, или Смерть Жака» (1979), «Театр времен Нерона и Сенеки» (1982). Предметом осмысления в пьесах Володина и Радзинского стали общечеловеческие ценности, вневременные ситуации, проблемы, характеры.
Источник
https://патис.рф/files/ea8f7709%2012.05.лит.Колодкина.гр.26.docx
Предмет: Литература Лекция 1 курс ПСО-101, ПД-102, 103
Лекция № 24
Тема: Жизнь и творчество В.М. Шукшина
«Милая моя родина» - так счастливо в одной из статей признавался в любви своим
родным местам Василий Макарович Шукшин. И сегодня любой разговор о В.М. Шукшине невозможен без обращения к его истокам. В литературу он вошел со своей родиной, ей остался верен до конца жизни. Ежегодно, в конце июля, в день рождения В.М. Шукшина, на Алтае, в Сростках, на горе Пикет, собираются тысячи людей со всех концов страны. Они приезжают на родину писателя, как будто к самому Шукшину. Это праздник называют Шукшинскими чтениями.
С восходом солнца заполняется людьми гора Пикет. Красота этих мест поразительна. С Пикета открывается синь просторов, раскинувшихся над зеленой Катунью, её поймами, островами, а вдали виднеются вершины гор древнего Алтая, скрытые в лесной дымке. С той стороны Пикета, где проходят чтения, предстает зачаровывающая панорама закатунской долины, Сросток, рассеченных стрелой Чуйского тракта. У подножия Пикета, на пригорке, стоит на виду у всего села дом-музей В.М. Шукшина. Сростинцы-старожилы
говорят, что когда-то на этом месте был дом мироедов Любавиных и что Василий Макарович в романе «Любавины» написал про них «чистую правду».
Каким он был – живой Шукшин?
«Я родом из деревни…»
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали.
Оставшись с двумя маленькими детьми на руках, 22 летняя Мария Сергеевна Шукшина впала в отчаяние. Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно за односельчанина Павла Куксина.
Как вспоминал позднее Василий Шукшин: «Это был человек редкого сердца - добрый, любящий… Будучи холостым парнем, он взял маму с двумя детьми…». Однако и этот брак оказался недолгим - в 1942 году П. Куксин погибнет на фронте.
По воспоминаниям очевидцев, Василий Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что
называется, «себе на уме». В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал,
чтобы те называли его не Васей, а Василием.
Родная Алтайская земля приворожила к себе Васю Шукшина с детства – своей широтой и первозданной красотой, что потом находило отражение в его творчестве: «Я смотрел во все глаза, как яснеет, летит навстречу нам огромный, распахнутый горный день… Ах, и прекрасно же ехать!
И прекрасна моя Родина – Алтай… простор такой, что душу ломит, какая редкая
первозданная красота. Описывать ее бесполезно, ею надышаться – и то нельзя: все мало,
все смотрел бы и дышал бы этим простором… Конечно, для меня нет красивее села, чем
Сростки, красивее рек, чем Катунь… народ Сростков – мой родной люд – вот для кого я
хочу вернуться в село».
Детство не баловало Шукшина, как многих его сверстников в Сибири, да и по всей стране. Приходилось переносить и голод, и холод, и другие разные лишения. Все добывалось «собственным горбом» до конца жизни.
Из воспоминаний матери Шукшина: «Помню, как появилась у Васи «болезнь» - увлекся книгами. Всегда у него под ремнем в брюках была книга подоткнута. Читал запоем, без разбора, подряд. Читал по ночам: керосину нальёт, в картошку фитилёчек вставит, под одеялом закроется и почитывает. Ведь что думаете – однажды одеяло прожег. Стал неважно учиться, я тогда и вовсе запретила строго-настрого читать. Так нет – стал из школьного шкафа брать тайно от меня, конечно, … но сердцем чуяла –
человеком сын будет настоящим!»
Из воспоминаний В.М. Шукшина: «Бывала у меня одна радость – неповторимая,
большая – и зимой: в долгие вечера я читал маме и Тале книги. С книгами у меня целая
история. Я их каким-то образом научился читать до школы: учил меня дядя Павел… Я
впился в книги. Я читал их без разбора, подряд, какие давала библиотекарша… Маме нравилось, что я много читаю. Но выяснилось, что учусь я в школе на редкость плохо. Это пришла и рассказала учительница. Они с мамой тут же установили причину страшного отставания – книги… На мое счастье, об этой возне с книгами узнала одна молодая учительница из эвакуированных ленинградцев… Она убедила маму, что читать надо, но с толком. Сказала, что она нам составит список, и по этому списку я стану брать книги в библиотеке. С тех пор я стал читать хорошие книги…».
Трудовая биография
В 1944 году Шукшин окончил семь классов Сросткинской школы и поступил учиться в автотехникум в городе Бийске (35 км от Сросток). Но закончить его не получилось. Чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу. Первым местом работы Василия Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация», который относился к московской конторе. Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен сначала на Турбинный завод в Калуге, затем – на Тракторный завод во Владимире.
В апреле 1949 года последовала новая смена рабочего места – на этот раз Шукшина
отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской
железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыно.
Служба в рядах Советской армии
В октябре 1949 года Василий Шукшин получил повестку из военкомата о призыве
на действительную военную службу. Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе.
Рассказывает П. Лунев: «Василий Шукшин вместе с двумя другими первогодками был зачислен в отделение Николая Филипповича Шмакова. Шукшин сразу обратил внимание своей серьезностью, возмужалостью, высокой ответственностью за выполнение воинского
долга. Был матросом исполнительным, трудолюбивым, работал молча, сосредоточенно.
В. Шукшин много читает, он частый посетитель Морской библиотеки. Пишет - и не только письма родным и близким, которым он писал много и часто. Это были и первые литературные пробы молодого Шукшина. Именно в Севастополе проявился его писательский талант. Бывшие сослуживцы-матросы хорошо помнят, как Василий Шукшин в 1950-1951 годах читал им свои рассказы «Двое на телеге» и «Разыгрались в поле кони»…
Все друзья Василия Шукшина по службе единодушно указывают на большой круг его интересов: он с увлечением участвовал в художественной самодеятельности, создал драматический кружок и руководил им, писал для него театральные миниатюры, сценки, увлекался спортом, особенно боксом…»
Между тем прослужить «от звонка до звонка» Василию Шукшину не удалось – в 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка. По рассказам Шукшина, ему
стало плохо прямо на палубе. Вскоре медицинская комиссия Главного военного госпиталя
Черноморского флота комиссовала Шукшина.
Возвращение в родные пенаты
Вернувшись в родные Сростки, Василий Шукшин сдал экстерном экзамены в
сросткинской средней школе № 32. Затем Василий Шукшин поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5 - 7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно директора.
Однако проучительствовал недолго. Поступил было в автомобильный техникум, но
вскоре понял, что и это не его стезя - поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства он испытал, когда устроился работать инструктором райкома партии. И вот тогда
Вася Шукшин решает отправиться в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа.
Мать не стала препятствовать сыну в этом желании, более того, сделала все что могла -
продала корову и вырученные деньги отдала сыну.
Учёба во ВГИКе
Так летом 1954 года Шукшин оказался в Москве. Одет он был в полувоенный костюм, гимнастерку, из-под которой виднелась тельняшка, на ногах были брюки-клеши и
сапоги.
Придя на сценарный факультет ВГИКа, Василий Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актерский». ВГИКовские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм…
Сам Шукшин вспоминал: «…В институт я пришел глубоко сельским человеком,
далеким от искусства. Мне казалось, всем это было видно. Я слишком поздно пришел в институт – в 25 лет, и начитанность моя была относительная, и знания мои были относительные. Мне было трудно учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того я должен был узнавать то, что знают все и что я
пропустил в жизни.
Позже Сергей Бондарчук писал в газете «Советская культура», что не было среди работников кино начитаннее Василия Шукшина. Шукшин имел знания почти энциклопедические. Такое достижение – результат огромных усилий, желаний не отстать от других, а кое-кого и опередить.
Творческий путь
На третьем курсе института Шукшин снимается в фильме Марлена Хуциева «Два Федора». Так состоялся дебют. Затем были «Золотой эшелон» Турина, «Тихий дон», «У озера», «Журналист» Герасимова. В кинотеатрах, на страницах журналов и газет все чаще стало встречаться его имя, о нем стали говорить, в том числе и в литературной среде. Рассказы печатаются в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Москва», «Октябрь».
Осенью 1963 года в издательстве «Молодая гвардия» выходит первая книга Василия Макаровича Шукшина – сборник рассказов «Сельские жители». Никакого активного участия в ее «пробивании» Шукшин не принимал. Отнес рукопись в издательство по настоянию редакционных работников «Октября». Потом появился в__ «Молодой гвардии» еще два раза – занес новые рассказы. Тихо и незаметно. Разве что извинился за свой непрезентабельный вид (был в фуфайке и сапогах), объяснил, что только, что прибыл со съемок, переодеваться было некогда: машина уже отходила, а иначе он не успевал до конца рабочего дня в издательство. Книга «Сельские жители» своеобразно «подключилась» к возникавшей в те годы деревенской прозе. Критика доброжелательно встретила эту книгу, сразу зачислив ее автора в разряд писателей - «деревенщиков».
В первую шукшинскую книгу вошли все рассказы, опубликованные в журналах «Октябрь», «Москва», «Молодая гвардия», «Новый мир», а также «Далекие зимние вечера», «Солнце, старик и девушка», «Воскресная тоска».
В 1965 появляется в печати первый роман писателя «Любавины». В центре романа
история «кулацкой семьи», члены которой с остервенением и жестокостью борются за свое существование. Роман создан в традициях монументальной сибирской хроники, столь популярной в литературе того времени, в рамках принятого взгляда на классовые сражения в деревне. В архиве Шукшина нашли вторую книгу романа, которую опубликовали лишь в 1987.
В 1966 Шукшин опубликовал повесть «Там, вдали…» о неразделенной любви молодого рабочего парня к испорченной городской полукультурной женщине. В творчестве Шукшина образ современницы почти всегда существует в жестком, ироническом освещении. Современная жизнь, тяга к эмансипации существенным образом изменили женский характер, разбудив в ее душе злобность, мстительность, раздражение и меркантильность (позицию Шукшина разделял и В. Белов). И только мать остается жизненной опорой мужчине, она будит его совесть, спасает в самых крайних жизненных обстоятельствах («Материнское сердце»).
Конец 60-х — начало 70-х отмечены взлетом творческой активности Шукшина, результатом которой явились блистательные рассказы, которые раскрыли мощное и оригинальное дарование их автора. В обиход критики вошли такие понятия, как «шукшинский мир», «шукшинский герой», «шукшинская жизнь». Их появление было связно прежде всего с тем, что на первый план у Шукшина выдвинулись необычные персонажи, выламывающиеся из предписанных норм поведения. Сам автор называл их «странными людьми», «чудиками», «бесконвойными».
Рассказы о «чудиках» не исчерпывали всего многообразия шукшинских характеров. Можно выделить в его поэме автобиографический цикл — «Далекие зимние вечера», «Из
детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай», «Рыжий» и др., сатирический цикл —
«Змеиный яд», «Обида», «Кляуза», «Мой зять украл машину дров!» и др., цикл рассказов
о вдохновенных лгунах — «Генерал Малафейкин», «Версия», «Беседы при ясной луне» и
др., цикл рассказов о смерти — «Как помирал старик», «Охота жить», «Горе», «Осенью» и
др. Эти и другие рассказы были объединены в сборники «Земляки» (1970), «Характеры»
(1973), «Беседы при ясной луне» (1974).
В 1968 появляется сценарий фильма Шукшина о Степане Разине, а в 1971 роман «Я
пришел дать вам волю». Образ Степана Разина, тревоживший воображение Шукшина с самых первых шагов в литературе, являлся идеалом «могучего заступника крестьянства»,
поборником справедливости и хранителем воли. Сам Шукшин отмечал в его характере силу, неуемность и жалость к слабым, полагая, что именно эти свойства определили величину и значимость этой исторической фигуры.
Его заветная мечта – поставить фильм и сыграть в нём главную роль. В 1966 году В.М.
Шукшин писал в своей «Автобиографии»: «Сейчас работаю над образом Степана Разина.
Это будет фильм. Если будет. Трудно и страшно. Гениальное произведение о Степане Разине создал господин Народ – песни, предания, легенды. С таким автором не поспоришь. Но не делать тоже не могу. Буду делать». Но ни в 1967-м, ни в 1968 годах и до конца жизни ему не дали возможности поставить этот фильм. Киностудия им. Горького ему отказала. И только в августе 1974 года «Мосфильм» дал добро на запуск этой кинокартины, но жизнь распорядилась иначе.
В 1973 появляется в печати киноповесть «Калина красная», а в 1974 выходит на экраны фильм с тем же названием, который принес Шукшину — его автору, режиссеру и исполнителю главной роли — всенародное признание. История Егора Прокудина, крестьянского сына, ставшего вором и захотевшего после тюрьмы покончить со своим воровским прошлым, рассказана по-шукшински просто, образно, с тонким сочетанием юмора и горечи. В характере Егора совместились многие особенности персонажей Шукшина из его рассказов: и наивность, и склонность к балагурству, шутовству, и скрытность, и слабость, и достоинство. Впервые в творчестве Шукшина воровская профессия рассматривалась как измена родовому, крестьянскому долгу, земле, родной матери. Финал повести содержал явный оттенок морализаторства: герой наказан за эту измену дружками из воровской шайки. В последние годы жизни в творчестве Шукшина усиливается сатирическое начало, большое значение приобретают условные формы обобщения, изменяется масштаб оценки современности.
В 1974 появляются повесть для театра «Энергичные люди» о спекулянтах и мошенниках, сатирически-философская повесть «Точка зрения» о вечном споре Пессимиста и Оптимиста. Уже после смерти писателя опубликована сказка «До третьих петухов (Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума)» (1975), многие страницы которой в наши дни звучат очень актуально и смешно, незаконченная повесть «А поутру они проснулись…» (1975), действие которой развивается в медвытрезвителе.
Неповторимый образ Шукшина-писателя неизменно усиливается его яркой кинематографической деятельностью, обаянием Шукшина-актера.
В 1964 году выходит его первая режиссерская работа, он же автор сценария –
«Живет такой парень». Критика, иронизируя не только над героем картины, но и над
самим автором, подчеркивала, что Пашке Колокольникову не хватает культуры, чтобы
стать настоящим героем своего времени, которых Василий Макарович называл «глянцевыми манекенами». Шукшин отстаивал своего героя – простого шофера Пашку, каковых было много на Чуйском тракте.
Из записей В.М. Шукшина: «Пашка Колокольников не поражает, конечно, интеллектом. Но ведь мы и снимали фильм не о молодом докторе искусствоведческих наук. Мы снимали фильм о шофере второго класса Чуйского тракта, что на Алтае. Я
понимаю, что дело тут не в докторе и не в шофере – в человеке. Вот об этом мы и пеклись
– о человеке.
Самое обаятельное в Пашке Колокольникове – это доброта, она важнее всего». Пашка
Колокольников выпал из общепринятых схем советского кинематографа, оказался живым,
из плоти и крови. Это подкупало зрителя. Фильм был удостоен премии на всесоюзном
кинофестивале в Ленинграде и главной награды XVI Международного кинофестиваля в
Венеции – «Золотой лев Святого Марка».
В личной жизни складывалось не все так гладко. Василий Шукшин и Мария Шумская были в неравном положении: он, уже имеющий известность в столице, окруженный поклонницами, она – в далеких Сростках. Но близкие к Шукшину друзья подтверждают, что ее образ он пронес через все свое творчество. Многим верилось, что прототипом Марии в романе «Любавины» (1965г.) послужила именно Мария Шумская.
В 1965 году вышел фильм «Ваш сын и брат» - экранизация рассказов «Степка»,
«Зеленый яд», «Игнаха приехал». За него в 1967 году В. Шукшин удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых. И в этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1968 году печатаются рассказы «Там вдали», а 1970 – «Земляне».
В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии Шукшин удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Союз Василия Шукшина и Лидии Федосеевой обогатил российский кинематограф
прекрасными фильмами, ставшими классикой.
Фильм «Калина красная» - особая страница в творческой судьбе режиссера Шукшина. Невозможно представить себе в роли Егора Прокудина другого актера, не Шукшина. Критики писали о Егоре-преступнике, Егоре-потерянном человеке, а фильм был совсем о другом. Он воплотил жизнеутверждающую идею Шукшина о том, что человек плохим не рождается, плохим его делают обстоятельства. Против этих обстоятельств и был направлен фильм «Калина красная». Этот фильм – история больной растревоженной души. Две сцены в картине – разговор с Куделихой и эпизод в настоящей исправительно-трудовой колонии под Москвой, где «Вечерний звон» исполняли подлинные заключенные, - органично дополняют замысел автора. Предпочитая в искусстве только правду, Шукшин отважился снять в роли Куделихи – матери Егора Прокудина – крестьянку из деревни Садовая. Эта сцена – поворотный момент в киноповести Шукшина.
Премьера «Калины красной» в Московском Доме кино. Фильм окончен. Миг напряженного молчания, показавшегося Шукшину вечностью, и…шквал аплодисментов,
переходящих в овацию! Долгую. Благородную. Восхищенную. А фильмом удивить не так- то просто. Шукшин промолвил: «Вот теперь только начинается, после этого можно
работать». Фильм «Калина красная» на различных кинофестивалях был удостоен всевозможных наград.
А самому актеру эта картина принесла звание лучшего актера 1974 года. Шукшин часто пробовал себя в новых жанрах: повести драматической, лирической, сатирической, притчи, сказки, повести для театра.
По трем рассказам «Чудики», «Миль пардон», «Думы» поставлен фильм
«Странные люди» в 1969году. Главная тема – любовь к людям, человеческие отношения,
весь смысл жизни.
В 1972 году вышел его фильм «Печки-лавочки». Шукшин мечтал поставить фильм – игровой документальный – об одном дне в родном селе, Дне Победы. Замыслов было много. Выбрал главное – «Стопку чистой белой бумаги». «Нужно иметь какое-то обстоятельство перед будущим…Ждет меня большой роман и несколько сборников рассказов».
К 50-летию образования Горноалтайской автономной области Василий Макарович задумал снять фильм по мотивам рассказа И. Ефремова. Сюжетом для рассказа послужила картина алтайского художника Г. Гуркина «Озеро горных духов», а прототип главного героя – сам художник. Но этим задумкам не суждено было сбыться.
Умер Василий Макарович Шукшин 2 октября 1974 года во сне во время съемок
фильма "Они сражались за Родину", в возрасте 45 лет. Диагноз - сердечная
недостаточность. Попрощаться с выдающимся писателем, режиссером и актером собралось огромное количество людей. К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься с Шукшиным, оставлял веточку с красными ягодами, а многие клали в гроб крестики и иконки. Похоронили Шукшина на Новодевичьем кладбище.
В 1976 году В.М. Шукшин был награжден Ленинской премией (посмертно).
Валентин Распутин пишет: «Если бы потребовалось явить россиянина по духу и лику для
какого-то свидетельства не всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить характер народа, сколь многие сошлись бы, таким человеком должен быть он,
Шукшин. Ничего бы он не скрыл, но ни о чем бы и не забыл». Вместе с героями произведений автор искренне и тревожно размышлял о том, «что с нами происходит», о нравственности, долге, смысле жизни, правах и предназначениях человека. Связь его личной судьбы с судьбами героев книг и фильмов, огромный и
глубокий человеческий талант, неподдельная любовь к людям обеспечили Шукшину
всенародное признание.
К сожалению, критика заметила этот самобытный талант поздно. Да и признание у нас
Шукшин получил после смерти. Особенностями творчества Василия Шукшина являются стремление увидеть мир в многообразии национальные и социально-психологические типы, внимание к культурной и нравственной дифференциации современного общества, отражающей сложность происходящих жизненных процессов. Все больше людей на планете читают Шукшина. Все чаще можно встретить статьи о восприятия его творчества за рубежом: в Италии, Франции, Америке, Польше, Болгарии. Далеко по всему миру слышен голос Василия Шукшина, чуть усталый, глуховатый: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так будьте повнимательней друг к другу, подобрее». С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Макарович Шукшин.
Источник https://mcbtacina.rnd.muzkult.ru/media/2019/08/21/1264478608/V._Shukshin.pdf