Родная литература   1 курс  ПСО-101, ПД-102, 103

Лекция № 19

Тема: Писатели-краеведы Саратовской области (продолжение)

 

3. Дмитрий Сергеевич Худяков

 

Родился Дмитрий Сергеевич в 1928 году в Саратове. Родители были педагогами и талант преподавания, творческий подход к нему, передали сыну. В 1951 году он закончил Саратовский государственный университет со специальностью «радиофизика». Уже во время обучения многие способности увлечённого студента проявились в полном объёме — он работает в редакции университетской газеты как журналист, фотокор и художник. Всё это потом пригодится в дальнейшей работе, которой посвятит всю жизнь. Начинается его преподавательская работа, а параллельно — серьёзные занятия спортом и туризмом. Спортсмен-разрядник в десятке видах спорта, он первым в Саратове получил звание Мастер спорта СССР по туризму (1953). В его копилке пять восхождений на Эльбрус,  специальности старшего инструктора туризма и горного спасателя.

Некоторое время проработавший корреспондентом на радио, Худяков в 1958 году получает приглашение на только что созданное Саратовское телевидение (сейчас — ГТРК «Саратов»). Ведёт туристические и познавательные передачи, а с 1960 года — знаменитую и единственную в своём роде краеведческую передачу для школьников «Не за тридевять земель». Единственная не только по своему содержанию, но и по долговечности в эфире — передаче уже 58 лет, недавно вышел её 1655 выпуск на канале «Россия 24». О ней можно говорить много, но лучше увидеть самим на YouTube. «Для школьников» — это в первую очередь, а вообще это передача для всех, кто интересуется краеведением в самом широком смысле этого слова. Но школьники всегда были и остаются активнейшими корреспондентами и соавторами Дмитрия Сергеевича. Многие потом уже перешли в разряд экспертов, некоторые стали известными учёными. Сколько поколений зрителей сменилось за эти годы, какая колоссальная работа проведена, сколько тонн писем и посылок получено!

Поражает широта вопросов, охватываемых автором и ведущим «Не за тридевять земель». Даже известный создатель «Лесной газеты» Виталий Валентинович Бианки не смог бы в этом соперничать с Дмитрием Сергеевичем. Это и фенологические наблюдения, естествознание, геология, палеонтология, археология, история, топонимика, биология. Не будет преувеличением то, что во многом из перечисленного наш уважаемый краевед серьёзно и досконально разбирается, накапливает знания и наблюдения, а в чём-то является и непререкаемым авторитетом.

В ХХ веке передача «Не за тридевять земель» длилась сорок минут эфирного времени и очень часто не вмещала в себя всё, запланированное Дмитрием Сергеевичем — таков был объём писем и материалов, вопросов и тем, находок и загадок. Теперь передача идёт всего пятнадцать минут, что, конечно же, очень мало. Но прекрасно, что она живёт сейчас, в то время, когда интересных познавательных программ для школьников практически нет. 

Прирождённый энтузиаст, Худяков — человек необъятного кругозора и любознательности, не лишённый и творческого, несколько даже игрового подхода к серьёзным научным задачам. Так ведь — дети, их надо заинтересовать, доходчиво всё объяснить. И это удаётся Дмитрию Сергеевичу на протяжении стольких лет! А вы знаете, что такое — получить письмо от Худякова? Это же неподдельный восторг! Пусть это всего лишь узкая полосочка бумаги с машинописным текстом (экономия времени и материала вполне понятна, если учесть масштаб работы и занятости краеведа), но ведь это письмо от серьёзного и значимого человека, который обращается к тебе на равных. А это так важно начинающему исследователю.

Дмитрий Сергеевич Худяков является создателем десяти документальных фильмов, автором книг и публикаций, самая известная из которых — « Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел». Он профессиональный фотограф, его рисунки иллюстрируют книги и передачи. Долгое время он работал в областной станции юных туристов, преобразованной потом в Центр дополнительного образования «Поиск». Путешествуя со своими воспитанниками по Саратовской области, он собирал материалы, проводил исследования, изучал и обучал. Известен его серьёзный подход к сравниванию различных фактов, особенно, противоречивых; как серьёзный исследователь, он не сторонник скоропалительных выводов и заключений. В честь краеведа названы новые найденные виды ископаемых существ: ихтиозавра юрского периода Khudiakovia calloviensis и губки мелового периода Lobatiscyphia (Balantionella) khudiakovi.

Человек, удостоенный многих наград и званий (Заслуженный работник культуры РФ, Почётный гражданин Саратовской области, Почётные знаки «Отличник физической культуры», «Отличник народного просвещения РСФСР», «За охрану природы России», «За любовь к родной земле», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени), Дмитрий Сергеевич скромен и прост в общении. Долгое время он проживл за городом, на Кумысной поляне близ Саратова, в условиях максимально скромных и приближенных к любимой природе. Недалеко от его дома находится детский лагерь «Родничок», в котором им создан краеведческий музей на общественных началах и работает кружок юных краеведов.

В 2013 году Дмитрий Сергеевич был удостоен звания «Лучший краевед России». Наверное, этим всё сказано.
Источник:
https://stihi.ru/2018/03/09/6449

 


ТЕЛЕПЕРЕДАЧА «НЕ ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ»

Передача «Не за тридевять земель» является уникальной во многих отношениях.

Во-первых, это не просто авторская передача. По сути дела вся она (за исключением съемки и вещания) ведется одним человеком. Дмитрий Сергеевич сам обрабатывает, определяет и систематизирует полученный материал, сам готовит сценарий, сам является ее ведущим, художником и фотографом. Рисунки с изображением маленького героя – любознательного мальчишки, созданы автором. Он же и придумал название программы.
С другой стороны, эта передача побивает все рекорды по количеству местных корреспондентов. Нам кажется, что в создании ни одной передачи в мире не участвует столько человек, как в этой, причем абсолютно на добровольной основе. О своих находках рассказывают зрители от 4 лет (за них пишут бабушки) до 91 года. Некоторые зрители пишут ему по 30 лет. За время существования передача получила десятки тысяч писем. Большая часть всех писем, пришедших на студию, были адресованы «дяде Диме». Сейчас в адрес передачи приходит до 500 сообщений в год. Лет 20 назад объем ежегодной корреспонденции доходил до 2500. В настоящее время этот поток снизился по известным причинам. На сегодняшний день богатый архив Худякова насчитывает около 100 тысяч писем и 120 тысяч фотографий, карт и схем, которые он бережно хранит. Саратовскую передачу смотрят и на территории других областей Пензенской, Воронежской, Волгоградской Самарской, Тамбовской, а также в республике Казахстан.
Во-вторых, передача почти всегда идет в прямом эфире. Создавалась она в те времена, когда видеомагнитофоны еще не были изобретены. Даже во времена тотальной цензуры, Дмитрию Сергеевичу удавалось отстоять свое право на «живой» разговор со зрителем. В любую погоду, не зависимо ни от каких обстоятельств, в положенное время всегда бодрый и полный энтузиазма он появляется на телеэкране. Это создавало и создает сейчас неповторимое ощущение живого диалога между ведущим и зрителем, тем более, что ни одно письмо не остается без ответа. Передача проходит без репетиций, что еще более усиливает ощущение естественного общения с ведущим.
В-третьих, «Не за тридевять земель» это одна из немногих детских телепередач в России, в которой абсолютно нет рекламы. Добиться этого в нынешних условиях крайне сложно, но автору это удалось.
И, наконец, самое значимое. Передача является самой продолжительной передачей в мире за всю историю существования телевидения!
Она выходит в эфир со 2 октября 1960 года и транслируется без перерыва с периодичностью два раза в месяц уже 46 лет. Всего на февраль 2006 года вышло в эфир более 1200 выпусков, а сам Д. С. Худяков стал единственный телеведущим в мире, чей стаж непрерывной работы над одним проектом является самым долгим.

Нигде в мире нет другой такой передачи, где один ведущий два раза в месяц в прямом эфире в течение сорока пяти лет вел бы одну и ту же тему. Обычно, в конце концов, такие передачи «выдыхаются» или устаревают. Передача Дмитрия Сергеевича не выдохлась и не устарела. В настоящее время она остается такой же интересной и привлекает такое же внимание, как и в момент ее основания в 1960 году.

Ранее выпуски выходила в эфир с периодичностью два раза в месяц по 45 минут. В 2002 году передачу сократили почти вдвое до 20 минут, что вызвало бурные протесты со стороны общественности.
Передача поражает насыщенностью и разносторонностью информации. Каждый может получить тему по душе. И это не о заокеанских диковинках, а о том, что есть примечательного вокруг нас – о природе, людях, истории, географии и геологии родной земли. В ней приводятся факты интересные не только для школьников, но и для взрослых. Немаловажно и то, что большая часть вопросов рассматриваются на краеведческих материалах. В ней упоминаются практически все города, поселки, села и природные достопримечательности Саратовской области. Отображено историческое, географическое и биологическое наследие нашего края. Самое большое внимание автор уделяет людям, жившим и живущим на нашей земле. И поэтому передача носит не декларативный, а истинно патриотический характер.
Дмитрий Сергеевич – специалист высокого класса не только, как историк, краевед, геолог, зоолог или ботаник, но и как педагог-воспитатель. Его смотрят, ему пишут, ему верят и о нем говорят. Уже выросло не одно поколение, для которого Дмитрий Сергеевич непререкаемый авторитет. Ссылка на то, что «так сказал Дмитрий Сергеевич в одной из своих передач» обычно заканчивает спор по любому краеведческому вопросу. Передача несет огромный познавательный и воспитательный потенциал. Под воздействием душевного таланта и человеческого обаяния Дмитрия Сергеевича Худякова сотни тысяч больших и маленьких жителей губернии стали патриотами родного края и настоящими друзьями природы. Многие из них выбрали свою профессию и жизненный путь именно благодаря этой передаче.
Передача неизменно пользуется огромной популярностью. И на вопрос анкетирования, проведенного газетой «Местное время»: «Какая местная телепередача вам больше всего нравится?» восемь человек из десяти ответила – «Не за тридевять земель».


Бессменный ведущий передачи Д. С. Худяков.

Основные рубрики программы:
«Города и веси Земли Саратовской».
«Этюды о земляках».
«Путешествия по берегам морей, которые никто никогда не видел».
«Калейдоскоп монет».
«АБВГД».
«Календарь природы».
«Саратовская кругосветка».
«Самое-самое вокруг нас» или «Книга рекордов Земли Саратовской» и др.

Источник:

http://museum2007.narod.ru/hudakov.html

 

Родная литература   1 курс  ПСО-101, ПД-102, 103

Лекция № 18

Тема: Писатели-краеведы Саратовской области 

 

1. А.Ф. Леопольдов

 

1. До середины 70-х годов XIX в. наибольший вклад в изучение истории Саратовского Поволжья внесли А.Ф. Леопольдов, Н.И. Костомаров и Д.Л. Мордовцев. Интерес к прошлому Саратовского края впервые проявился в конце 20-х - начале 30-х годов XIX века, когда, по справедливому замечанию писателя Н.Я. Эйдельмана, появилась «потребность исторически осмыслить самих себя, свое прошлое место в родной и мировой истории». Возникновение исторического краеведения в Саратове связано с деятельностью местного чиновника Андрея Филипповича Леопольдова, бывшего в деле изучения истории нашего края подлинным пионером.

Он выделялся в среде провинциальных чиновников относительно высоким уровнем образования и незаурядным литературным дарованием. Статский советник, первый редактор «Саратовских губернских новостей», краевед, член Санкт-Петербургских географического и археологического обществ. Его дед, Петр Семенович Гречушкин, был священником в селе Ртищево Сердобского уезда Саратовской губернии. Церковнослужителями стали четверо его сыновей и двое внуков.

Поначалу не изменил семейной традиции и его внук Андрей. Первоначальное образование получил в Пензе сначала в духовном училище, где ему дали звучную фамилию Леопольдов, потом в семинарии, после 4-го класса ушел из нее и пешком отправился в Петербург, поступив в медико-хирургическую академию. Вскоре он перешел в Санкт-Петербургскую духовную академию, но пробыл в ней недолго. За критику книг мистической направленности, столь распространенных при министре духовных дел и народного образования князе А.Н. Голицине, он был обвинен в вольнодумстве, отчислен и выслан на родину. В Сердобске он занимался подготовкой детей помещиков в учебные заведения.

Вскоре переселился в Саратов, где поступает на службу в канцелярию губернатора А.Д. Панчулидзева и одновременно становится домашним воспитателем его детей. Но мысль о высшем образовании не дает покоя. В сентябре 1823 года он поступает на отделение словесных наук Московского университета. Посещает литературные салоны, где выступает с чтением своих религиозно-философских сочинений, начинает печататься. В 1824-26 годах, как лучший студент, служит надзирателем Благородного пансиона при университете, где среди его подопечных был и Михаил Лермонтов. Единственному из курса присваивается ему степень кандидата словесных наук. Перед «личным дворянином» открывалась перспектива блестящей карьеры, но в конце декабря 1826-го года он был арестован и отправлен в Новгород, где был осужден по политическим мотивам.

«Главными обвинительными пунктами против меня, - вспоминал Леопольдов, - были нецензурные стихи Пушкина (из элегии «Андрей Шенье») и моя подпись на одном из них: «На 14 декабря 1825 г.». Хотя Леопольдов и заклеймил произведение Пушкина, и отозвался о восстании декабристов как о «политическом фарсе», и признался, что «чтит власть и благоговеет перед именем Государя», это «пятно» стало большой помехой по службе. В Новгороде он был заключен в тюремный замок, где провел год и четыре месяца. В 1828 году Сенат освободил Леопольдова.

В начале 30-х годов он поселился в Саратове. В январе 1831 г. начал службу в штате саратовской городской полиции, затем служил столоначальником камерных дел в отделении питейных сборов. В 1840-47 годах Леопольдов редактировал газету «Саратовские губернские ведомости», а в 1847-50 годах управлял Дубовской конно-железной дорогой. Затем на протяжении семи лет он с 1851 года состоял чиновником особых поручений при самарском губернаторе, советником Самарского губернского правления, и одновременно, редактором газеты «Самарские губернские ведомости».

Прожив в Самаре семь лет, А.Ф. Леопольдов, ради дочерей, которых отдал в тамбовский пансион, в 1858 году перешел на службу в Тамбов и был советником Тамбовского губернского правления. Но прожил в нем всего два года: открылась вакансия старшего советника при Саратовском губернском правлении, и Леопольдов, всегда скучавший по Саратову, переехал зимой 1861 года в Саратов. Недолго, однако, ему пришлось служить: в губернаторство Муравьева, т. е. в 1863 году он был уволен в отставку в чине статского советника, за высказанную им какую-то резкую правду.

Недолгое время после отставки он жил в Аткарске, затем окончательно поселился в Саратове, где и умер 13 (по ст. стилю) апреля 1875 года.

На протяжении всего жизненного пути краеведу была присуще крайняя реакционность политических взглядов. Оказавшись современником первого революционного выступления в России, он стоял на позиции последовательного сторонника самодержавно-крепостнических порядков и защитника николаевской монархии. Буржуазные общественно-политические события, происходившие на Западе в 30-50 гг., вызвали с его стороны резко отрицательные выпады. Он видел в них процессы, подтачивающие основы феодального строя. В 60-е годы он был известен активными выступлениями против идей дарвинизма и женского образования, против материализма и просветительства XVIII в., против открытия в Саратове университета и строительства железных дорог. В общей сложности им написано 250 газетных и журнальных публикаций и книг. Из этого числа до 160 имеют непосредственное отношение к прошлому Саратовского Поволжья, остальные посвящены проблемам экономики и сельского хозяйства, и местным общественным событиям.

А.Ф. Леопольдов выступил как исследователь истории Саратовского края во времена не только возросшего интереса к прошлому, но и в период, когда это обращение к прошлому диктовалось насущными потребностями борьбы различных группировок, сложившихся в условиях николаевской реакции. Он не был оригинальным мыслителем-историком, сумевшим создать самостоятельную научную концепцию. Для него характерен описательный подход к рассматриваемым событиям, слабое умение использовать и анализировать источники. Но, вместе с тем, он все же испытал на себе определенное влияние новых веяний к исторической науке.

Формирование интереса к истории Саратовского края начинается у него с изучения состояния развития местных производительных сил. Процесс этот, когда решение статистических проблем приводило к постановке исторических вопросов, отнюдь не случаен. Статистика трактовалась как наука о достопримечательности производительных сил. Она связывалась с их историей и географией. Занятия статистикой позволили Леопольдову накопить материал по истории Саратовского края, которые составили цикл статей. Еще в 1826 году «Вестник Европы» опубликовал его статью «Краткое статистическое обозрение Саратовской губернии», в 1833 году «Московский телеграф» - «Статистическую записку о народах, населяющих Саратовскую губернию». В 1839 г. в Петербурге вышла его двухтомная монография «Статистическое описание Саратовской губернии»: Историк старается саратовским материалом проиллюстрировать успехи внутренней политики Николая I, подчеркнуть цивилизованную роль самодержавного государства. Вместе с тем он не мог не улавливать противоречивых тенденций в экономике края, постепенного разложения феодально-крепостнических порядков, что вызывало у него глубокое сожаление. Он собрал большой фактический материал, который и лег в основу его многочисленных статей в саратовских газетах: «О нашествии Пугачева на Саратовский край», «Древнее население Саратовского края» «Материалы для истории Саратова», «Исторический очерк Саратова», «Местоположение Саратова» и других. В Москве вышла его книга «Исторический очерк Саратовского края» (1848год), в Саратове – «Исторический очерк Саратова и пугачевщины» (1874 г).

Основные труды его посвящены археологии и этнографии, истории Саратова и губернии, быту, населения, отдельным населенным пунктам и историческим памятникам, реке Волге. Меньше внимания он уделял истории религиозных движений, статистике, географии, природным ресурсам края.

Портрет краеведческих интересов Леопольдова будет не полон, если не отметить его вклад в библиографию выдающихся саратовцев, изучение отдельных личностей Саратовской губернии, при этом каждая пятая его публикация в местной прессе посвящена фольклору и этнографии.

Оценивая вклад Андрея Филипповича в изучении Саратовского Поволжья, подчеркнем, что он не только стоял у истоков исторического краеведения, но и сделал своеобразную попытку проследить ход исторических событий в регионе с древнейших времен до конца XVIII в. Им впервые высказаны были четкие предположения о причинах, времени и месте основания Саратова, довольно последовательно прослежен процесс колонизации края, ход восстания под руководством Пугачева. Реакционные политические взгляды помешали ему сделать верные выводы о характере общественных отношений в XVII-XVIII веках и дать объективную оценку народных движений. Не все его произведения выдержали испытания временем, но они знакомили читателей с историей родного края, были популярны в читательской среде, потому общая направленность краеведческих изысканий его была продолжена и стала развиваться на качественном более высоком уровне следующим поколением краеведов. Он первый обратился к прошлому Саратовского края и сделал своеобразную попытку проследить исторические события Саратовского Поволжья с древнейших времен до конца XVlII в.

2. Образ Волги в творчестве краеведа Шараева В.Н.

Много внимания уделяют великой русской реке саратовские краеведы. В 2014 году в издательстве «Волга» вышел путеводитель Шараева Владимира Никитовича «Волга. От Москвы до Астрахани». Шараев В.Н. (1936) – краевед, путешественник, фотограф.

Потомственный волжанин, проживший всю жизнь в Саратове, Владимир Никитович основной темой своих краеведческих исследований сделал красавицу-Волгу, которая «всегда привлекала и продолжает привлекать людей своей мощью и красотой, обилием исторических памятников, разнообразием ландшафтов и климатических зон». В.Н. Шараев – не профессиональный историк, он – энтузиаст-любитель, как и его дядя, Г.В. Шараев. Интерес к Волге заложен у Владимира Шараева детскими впечатлениями – дядя изготавливал макеты ходивших по Волге судов (макеты хранятся в разных музеях страны). Утвердил интерес к Волге зрелого уже Владимира Шараева – Герман Генрихович Шенеман, человек исключительный: геолог, знаток волжского пароходства, писавший статьи на немецком языке в газету поволжских немцев «Wolgazeitung», автор любительских документальных кинофильмов о Волге, страстный путешественник. Без путешествий не состоялся бы и Владимир Шараев – моряк, альпинист, фотограф: его лекции с показом собственных фотографий всегда собирали большую аудиторию.

Путеводитель рассказывает о наиболее значительных городах и населённых пунктах, расположенных на берегах великой русской реки, с которыми знакомятся путешествующие по Волге. В.Н.Шараевым собран обширнейший материал по истории, географии, археологии и природоведению этих мест. Существовавшие ранее подобные путеводители давно устарели, и автором была предпринята беспрецедентная попытка восполнить этот пробел. Альбом снабжен интересными фотоматериалами, сделанными как самим автором, так и его друзьями фотографами, повышающими познавательную ценность издания. Путеводитель адресован и непосредственно туристам-путешественникам, и всем любознательным читателям.

Автор подробно и неторопливо рассказывает путешествующему по Волге об истории крупных волжских городов, небольших населённых пунктов, памятниках, достопримечательностях, традиционных ремёслах и промыслах, исторических событиях. Чувствуется, что все маршруты, которые рекомендуются путешественникам, многократно исхожены, обдуманы и пережиты. Особое внимание уделено русским святыням: храмам, монастырям, их истории и нынешнему состоянию. В самом повествовании автор стремится к объективности, не пытается увлечь читателя «авторским взглядом», что существенно отличает его произведение от книги Н.Е. Палькина «Отразилась в Волге вся Россия», но при этом мы видим уважительное отношение к Волге, чувствуем любовь и восхищение великой рекой. По ходу маршрута река меняется, но не перестанет быть прекрасной, величественной, загадочной.Помогают передать отношение автора к Волге фотографии, иллюстрирующие путеводитель. Они красивы и эмоциональны. Читатель не просто знакомится с маршрутом путешествия, он наслаждается многообразной красотой волжской природы, восхищается ее величием и мощью.

В ходе работы мы познакомились с двумя произведениями современных саратовских авторов о Волге, совершив два путешествия по одному маршруту. И, несмотря на то что это разные работы по жанру, по стилю изложения и по эмоциональности, они во многом похожи. Оба автора знакомят читателя с историей, географией, археологией, природой этой великой реки и делают акцент на ее величии и могуществе.

 

Источник: http://library.sgu.ru/elcol/0905.htm